Индекс материала
Дедукция Холмса, или от самого общего к частному
Внешний Мир и Субъект.
Кратко о сказанном
Все страницы

 

 

 

 

И так!

Есть нечто Целое, всеобъемлющее, пусть это будет Бог, Создатель, Природа, Творец, Вселенная, кому как нравится. Назовём проявленную часть Целого - Внешним Миром (ВМ), это мир физической природы.

В Индуистской философской традиции – это то, что называют Пракрти. Ниже вернёмся к такой странной характеристики, как проявленность, это всего лишь аналогия, которая призвана хоть как-то объяснить сложность этого мира. Сейчас мы будем говорить только о том, что видим, ощущаем, о том, что является нашим опытом.

Далее отделим от ВМ некую часть и назовем её Субъект (СУ).

И сразу поясню. Тот уровень абстракции, который присутствует в каждом слове требует осторожного и внимательного описания. Но как описывать, явления, которые лежат так высоко, которые сами есть первооснова, кто будет «отделять», что значит «отделим»? Если бы я был Иммануилом Кантом, то непременно бы с этой строчки последовал абзац на трёх листах со сложносочинёнными предложениями и оборотами. Кант не был популяризатором, он сам об этом писал в «Критике чистого разума», его не заботило то, что некий бюргер с кружкой пива у стойки не поймёт его антиномий.

Моя задача иная, я хочу говорить именно с условной кружкой пива о сложных вещах, которые сложными только прикидываются… Для этого нужен инструмент. И такой инструмент есть, и не я первый им пользуюсь. Это аналогии. Чтобы объяснить рыбакам мировоззренческие основы Иисус не прибегал к написанию формул, он использовал притчи. Иисус был великим популяризатором знаний.

АНАЛОГИЯ к слову «отделим»:

МембранаВсе в мире состоит из атомов и элементарных частиц, ну, кроме, пожалуй, излучений. Будем говорить о веществе, как о форме состояния материи. Если спуститься на атомарный уровень, мы не увидим проявлений живого. Всё будет более менее однородно, как газ. Но если подняться на уровень молекул и выше, то одноклеточные формы живых организмов известны каждому из курса средней школы. Почему инфузория туфелька, сотканная из тех же кирпичиков – молекул, что и внешняя среда, существует и не тает в этой среде? У неё есть мембрана! Живое ОТДЕЛЕНО от среды и в тоже время есть часть этой среды. Напрашивается парадокс. Значит суть отделения не в особой конструкции из особенного материала, которому не откуда взяться, а в функционале. А это уже информационная категория, что приятно отметить, так как предмет осмысления, напомню, касается искусственного интеллекта.

Теперь о том, КТО будет отделять? Исследователь. Он проявляет волю и реализует творческий потенциал. Именно неизбывное стремление к творчеству выделяет человека среди всех живых существ на планете, именно стремление к творчесту, а не наличие ног, рук и головы участвует в выражении «по образу и подобию». И это качество не зависит от формы, или вида существа, которое называет себя разумным. Творец, творчество, тварь – эти слова не случайно являются однокоренными.

ЗАДАЧА:

Организовать минимальное взаимодействие Субъекта (СУ) и Внешнего Мира (ВМ), так, что по мере развития этого взаимодействия, СУ осознает свое отдельное существование от ВМ. Это будет определённая фаза в развитии СУ по мере накопления и анализа информации, и характеризуется она переходом количества в качество. А далее начинается вторая фаза, движущей силой которой будет стремление СУ познать тот факт, что он (СУ) есть ВМ.

АНАЛОГИЯ:

Ребенком в возрасте 8-ми лет, стоя перед зеркалом и смотря на свое отражение, я внезапно ощутил себя личностью, я понял, что существую. Далее можно привести много слов, описывающих это состояние, но пока ясно одно - это внезапный процесс. При чем надо сказать, что наличие этого этапа вовсе не означает, что я ничего не помнил из той жизни, которая была до того. И наоборот, дальнейшее мое существование притупляло остроту этого ощущения, пока вновь, постепенное уже развитие личности, не привело к теперешнему, всеми интуитивно понятному, отождествлению себя как субъекта.

Так и подмывает сказать: «Вот это круговорот… И всё вернётся на круги своя. Ничего и не было, а то, что было – игра природы, Брахма вдыхает и выдыхает миры…» Но об этом потом, сейчас важны все-таки конкретные детали, а не философия.

Что значит ОСОЗНАЕТ? В аналогии с ребёнком осознание интуитивно понятно и не требует пояснения. Для искусственного интеллекта эта категория является краеугольным камнем.  И можно долго биться об этот камень, писать трактаты, научные статьи и проводить конференции. Уклонюсь от чёткого и доказательного определения, этой категории по той лишь причине, что для человеческого мышления такая задача, хоть и стоит, но человек как-то живет и мыслит без этого определения. Предположу лишь одно: осознание  - это приобретаемое в процессе развития свойство информационной системы, аналогом которого в живой природе является мембрана. Это свойство позволяет обособлять, выделять часть информации из общего информационного потока. И это затратно энергетически. Приобретение этого свойства и будет в конечном счете целью эксперимента.

АНАЛОГИЯ:

Любой пользователь компьютера может организовать папку с именем «I am» и переместить туда свои фотографии, любимую музыку, свои стихи, записи, дневник, блог и так далее. Обособление информации будет на лицо, но никто не скажет, что эта папка и есть личность. Почему? Нет потока, нет движения. И даже, если такой поток организовать в виде постоянного пополнения этой папки файлами и их последующим удалением всё равно никакого осознания мы не добьемся. Все современные поисковые сервера типа Google, или Яndex организуют информационный поток в виде постоянно изменяющейся базы данных. То что происходит с этими компьютерами очень близко к феномену жизни: информационное движение есть, энергетические затраты тоже существуют. Даже оптимизация информационная в виде поисковых запросов и индексации присутствует. Но, и только! Я бы назвал эти системы информационным «бульоном» по типу того, где вот - вот должны образоваться коацерватные капли по теории академика Опарина о происхождении жизни.

Что есть Субъект (СУ)? СУ - есть программа, функционирующая на компьютере или системе компьютеров. В минимальном, начальном варианте у СУ есть только один канал поступления информации от Внешнего Мира (ВМ) и один канал воздействия на ВМ.

Если воздействующая на СУ информация - есть случайный, не детерминированный процесс типа «белый» шум, то результатом отклика СУ на такое взаимодействие будет так же «белый» шум. И, наоборот, всякое упорядоченное, детерминированное воздействие на СУ будет формировать устойчивую развивающуюся систему.

АНАЛОГИИ:

Начальный программистДавайте подключим к компьютеру микрофон, видеокамеру, еще чего-нибудь, например спектроанализатор, и пусть себе программа анализирует массивы информации, считает корреляцию и функцию регрессии, да простят меня не математики, авось чего выйдет. Может и выйдет через пару миллионов лет в лучшем случае. Любая информация характеризуется отношением полезного сигнала к шуму и в данном случае шума будет значительно больше. Конечно, нет ничего случайного в мире, говорят эзотерики, и шум, как случайный процесс, есть проявление закономерности. Всё так, но сколько, скажите мне, времени понадобится для того, чтобы в результате Броуновского движения молекул самопроизвольно возник бы например, Боинг-747?

И еще лирическое отступление, да простят меня мамаши, но я бы назвал их в шутку Начальными Программистами, которые не могут не программировать, вставая со вспухшими от хронического недосыпа глазами, к своему ребенку, настойчиво и неосознанно требующему не только молока, но и информации. И тогда она сетует в эту минуту: «Ну, что тебе надо? Покормила, напоила, пеленки сухие...»

Что есть Внешний Мир (ВМ) для Субъекта (СУ)? ВМ - это есть то, что поступает через канал в компьютер. При наличии только одного такого канала, которым является клавиатура, процесс воздействия ВМ на СУ будет означать ввод слов, предложений, понятий и т. д.

Увидеть, что программа развивается, появляется обратная связь, идёт накопление информации можно будет на этом этапе. Упрощение в виде только одного канала взаимодействия именно для того, чтобы легче разглядеть и понять основы процесса. И вовсе не факт, что система в этой версии будет проявлять все свойства разумности. Скорее это будет  пока только «живая» в кибернетическом смысле система. У человека пять органов чувств, а здесь только один его аналог, не маловато ли?

АНАЛОГИИ:

Начальный этап эксперимента предполагает выяснение вполне определенного факта - феномен развиваемости СУ и выяснение достаточности минимальных свойств СУ для этого. Что касается количества каналов или органов чувств, вспоминается один эпизод. В журнале «Наука и жизнь» мне попалась статья о Загорской школе, где воспитываются слепо-глухо-немые дети от рождения. Как не удивительно, они вырастают полноценными людьми, среди них есть даже писатели. Как такой человек приобретает понятие о цвете, о слове, как элементе общения, о музыке? И всё таки, приобретает через интенсивно развиваемые логические конструкции, которые и составляют основу методики обучения...

Что есть взаимодействие ? Взаимодействие - это обмен информацией между ВМ и СУ. Инициатором первого воздействия является ВМ, так как он проявляет волю к образованию процесса. Процесс существует в начале только в одну сторону (ВМ → СУ). СУ, обладая некоторыми начальными свойствами (НС), накапливает и анализирует поступившую информацию. Процесс взаимодействия приобретет двунаправленный характер только тогда, когда сработает первичный критерий обратной связи. И далее, от выбора критерия обратной связи, зависит основное свойство СУ - развиваться.

АНАЛОГИИ:

А какова цель этого развития? Цель - познать непознаваемое... Не такую ли цель нам, людям,  определил Создатель? К счастью это свойство легко алгоритмизируется - это бесконечный замкнутый цикл.  ВМ - бесконечен в своем проявлении и в своих свойствах. А, что если в процессе саморазвития СУ утратит критерий познания, программа замкнется и разорвет обратную связь? Возможно... возможно... Не так ли и человек на каком-то этапе теряет интерес к жизни и тогда, либо разрывая цепь, убивает себя, либо медленно затухает... Но глобальная цепь не разрывается в одном воплощении, вновь Великий Программист создает условия для повторного запуска программы... аналогии... аналогии...

Наличие некоторых начальных свойств (НС), о которых пояснение будет ниже, определяет следующий нюанс. При достаточном количестве накопленной информации, СУ может не возбуждать канал (СУ→ВМ). Взаимодействие будет происходить по схеме (СУ→СУ).

АНАЛОГИИ:

Поместите человека в абсолютно темное, изолированное, замкнутое пространство. Если это психически сильный человек, он не сойдет с ума, он найдет способ общения с самим собой, со своей памятью. Это грубый пример, более естественно выглядит в этой аналогии просто задумавшийся человек, он не видит и не слышит окружающих, он может проехать свою остановку, или угодить в лужу, он общается со своим внутренним миром. В данном случае нет противоречий, ведь СУ есть обособленная выделенная часть ВМ и в этой ситуации проявляется именно это свойство. Когда некий критерий самоанализа срабатывает, общение с ВМ возобновляется.



Обновлено (14.02.2012 12:33)

 
Новости электроники от РадиоЛоцмана
Вопросы искусственного интеллекта, философия и практика
. @Mail.ru