Предыдущие материалы:


"Интеграция есть эволюционная необходимость; это очередной метасистемный переход. Если человечество поставит себе цели, не совместимые с интеграцией, результатом будет эволюционный тупик. Тогда мы не выживем. В эволюционирующей Вселенной нет остановки: все, что не развивается, гибнет."

(Кибернетический манифест.
Валентин Турчин и Клифф Джослин)


«Любой живой организм в процессе эволюции живой природы мы можем метафорически представить в виде всеядного активного познающего устройства, которое жадно ищет и «поедает» знания об окружающей его в целом враждебной и агрессивной среде, переводя неизвестное в известное, неопределенное в определенное, используя накопленные знания для борьбы за выживание.»

(А.А. Жданов. «Автономный искусственный интеллект.»)


 

Накапливать, синтезировать, добывать, сохранять, приобретать… К слову знания трудно подобрать глагол, который кратко и в полной мере отражал бы процесс воспроизводства новых знаний. Если получать, то от кого? Если добывать, то это больше подходит к полезным ископаемым. Если приобретать, то хочется в кредит… Накопление знаний тоже не удачное слово, потому что сначала знания надо получить, а потом сложить куда-то стопкой, вот они и накопятся…

Информация… У меня лично сразу возникает стойкая ассоциация с байтами. Не буду намеренно приводить определение из Википедии. Если говорить об этих понятиях в рамках целевой функции, в рамках системы, которая хочет называться и быть разумной, то в первую очередь надо иметь в виду, что такая система взаимодействует с внешним миром (ВМ). Взаимодействует благодаря своим сенсорам. Характер возбуждения этого сенсора и будет то, что можно назвать информацией. Если рассматривать живой объект, то обилие сенсоров и обратных связей не поможет увидеть главного.

Обратимся к простейшей системе управления, всё к тому же термостату. Управление в данном случае это процесс реализации целевой функции. Для термостата это поддержание температуры в условиях меняющейся внешней среды. С датчика температуры поступают данные с периодом опроса, предположим, раз в секунду. Если термостат, как система не реагирует на изменение температуры, например по причине того, что эти изменения малы для принятия решения, то эти данные так и останутся информацией. Если же на изменение температуры, благодаря замкнутой обратной связи, реагируют органы управления, то такое взаимодействие обусловлено чем-то большим, нежели поступающая информация. Потому что вычисляется разница между текущей температурой и той, которую надо поддерживать, определяется время включения нагревателя и т.д. Все эти данные, поступающие и вычисляемые можно условно для термостата назвать знанием.

Информация это данные, которые не участвуют в процессе реализации целевой функции. Данные, которые используются системой для реализации целевой функции можно назвать знанием.

Вернемся к человеку. В той формулировке, которая дана в предыдущем материале, говориться именно о знаниях. Но как объяснить деструктивную деятельность людей?

bradisДля человека, как разумной системы, термин знания надо понимать в самом широком смысле слова. Это не только деятельность ученых, это не только чтение «бòтана» в библиотеке, а это художник, пишущий картину, музыкант, сочиняющий мелодию, это врач, который лечит больного, и даже бандит, изучающий подходы к банку, все они имеют дело со знаниями: они реализуют целевую функцию.

Как мы видим, у знаний есть качества. Предположим, что в эпоху компьютеров я решил выучить таблицу Брадис. Я старался, учил.… Но какова цена этим знаниям? Знания со временем устаревают, меняется их качество. Поэтому для понимания феномена существования и развития разумной системы не хватает диалектической составляющей, не хватает процесса, эквивалентного отрицанию накопления знаний.

Для чего нужны знания? Для реализации целевой функции, которая предполагает уменьшение энтропии системы, предполагает структурное усложнение. А как можно себе представить структурное усложнение для человека, который озабочен накоплением знаний? Ну, накопил, положил в сундук, как скупой рыцарь… Выход только один. Надо передать эти знания другому человеку. Надо как бы отказаться от этих знаний. Именно это слово предполагает отрицание в диалектическом смысле. А чтобы передать знания надо объединиться. Объединение, или консолидация есть не что иное, как усложнение системы.reading Был один человек, стало два, объединенных общим знанием. Это уже множество, которое благодаря целевой функции увеличило количество своих элементов. И так, относительно качества знаний:

Те знания хороши, которые ведут к консолидации.

И это ещё не всё. Консолидация тоже бывает разная. Десять тысяч человек на стадионе орут: «Г-о-о-л!!!». Мощная консолидация! Результат – горящие автомобили после матча. Поэтому можно сказать:

Та консолидация хороша, которая ведет к новым знаниям.

Наблюдается некая рекурсия. Слово-то какое хорошее, программисты мной будут очень довольны:

Знания → Консолидация → Знания → Консолидация…

autoОтвет на вопрос в чем же ключевое отличие разумной системы от живой заключается в реализации количества звеньев данной рекурсии. Из-за того, что у различных видов высших животных, проявляющих социальное поведение, это количество может быть почти таким же, как у человека, возникает иллюзия их разумности, а может быть это и не иллюзия вовсе. Это только у папы Карло вначале было просто бревно, а потом сразу Буратино. Сказка под названием эволюция, сюжетом своим, развёртывается плавно и не спешно. Все звенья данной рекурсии, начиная хотя бы от клетки, можно проследить вплоть до цивилизации человека «разумного». И кавычки мои не случайны. Это человек, страдающий острой формой болезни, под названием антропоцентризм, думает, что он разумен без кавычек. А процесс развёртывания продолжается и сказка далека от своего финала. Просто поскромней надо быть.

Примеров из человеческой жизни, которые подтверждают факт успешной реализации данной рекурсии достаточно много, интересней понять «попустительство» Природы по существованию гениальных злодеев. Но для этого необходимо рассмотреть феномен структурной иерархичности всего материального и обозначить некоторые законы взаимодействия уровней этой иерархии. Об этом будет следующий материал, а пока краткие выводы и предположения:

  • Целевая функция, или свойство разумной системы заключается в постоянном уменьшении собственной энтропии;
  • Та система является разумной, которая, следуя целевой функции, постоянно реализует рекурсивное действие по накоплению знаний и консолидации на их основе с другими объектами, носителями новых знаний;
  • Данные определения не накладывают ограничения на вид разумной системы;
  • Феномен мышления человека, как разумной системы, может быть вторичным по отношению к целевой функции и может являться результатом приобретенных структурных изменений мозга в результате эволюционного процесса;
  • Глобальные системы типа биосферы и ноосферы планетарного масштаба можно отнести к системам разумным, у которых феномен мышления человеческого типа отсутствует.

Здесь я позволю себе выпад в сторону известных сетований на отсутствие национальной идеи не только у нас, русских людей. Кризис чувствуется во всём: в экономике, политике, культуре, у всех по-разному, но всеобщий его характер не заметит только ленивый. И тлеющий пока дымок этого кризиса, как торфяной смог, только начинает раздражать ноздри. Цивилизация людей в целом «беременна» новой идеей. И уж точно эпоха национальных идей напоминает коммунальные дрязги вокруг плиты. Технические современные возможности консолидации опережают сознание многих людей. Интернет разрывает рамки старого феодально-коммунистического способа создания чего-нибудь в одной отдельно взятой национальной кухни. Современные «пирожки» свободы мысли может надкусить любой человек, который обладает достаточными знаниями и навыками общения со всем миром.

Та нация, или группа людей, будет лидером в это переломное время, которая выразит общую наднациональную парадигму, не окрашенную никакими местечковыми и религиозными бреднями. Идея следовать указаниям системы Природы, идея знаний и консолидации, а не денег и потребления слишком проста для «изощрённого» ума обезъяно-человека и я вообще не уверен, сможет ли он эту идею понять и следовать ей. Именно по этой скорбной для Homo Sapiens причине у Природы есть запасной вариант. Как это не печально, но мысль такая посещает меня.

Вот несколько примеров кипения мысли, которая не уживается ни с «апофигизмом» современного общества потребления, ни с догматами вероучений различных конфессий:

«В наше время вопрос бытия Бога уже не частное дело граждан, а знания, совершенно необходимые для осуществления правильных государственных реформ. Если господа академики «ошибутся» ещѐ раз, эта ошибка дорого обойдётся россиянам.»

(Клименко А. В. Эгоидология. Рекуррентная теория самоорганизации природы.Основы естественного интеллекта. Версия 4.2.2)

«Всякий разум — индивидуальный или соборный — в иерархии Вселенной решает прежде всего:

· задачи самоуправления в пределах возможностей, предоставленных иерархически высшим объемлющим управлением, и

· задачи высшего управления по отношению к иерархически низшим системам.

Это общее положение справедливо и по отношению к каждому человеку и по отношению к различным человеческим общностям, начиная от семьи и кончая человечеством в целом. Все и каждый живут так, как они решают задачи управления и самоуправления: хорошо или плохо; исходя из Любви или исходя из индивидуалистических и корпоративных вожделений, в угоду которым они подавляют окружающий мир.»

Концепция Общественной безопасности, Материалы ВП СССР КЛЮЧИ К РАЗУМЕНИЮ

Продолжение пишется...

Обновлено (30.09.2012 19:10)

 
Новости электроники от РадиоЛоцмана
Вопросы искусственного интеллекта, философия и практика
. @Mail.ru