Индекс материала
Центральный орган. Свойства и функции.
Сравнение
Все страницы

 

 

Предыдущие материалы:

Пять свойств и соответствующая этому структура обозначены, но пока нет в этом никакой ценности особой и новизны. Суть только в том, что выделено минимальное и убрано всё лишнее. Любой компьютер обладает всеми этими свойствами, даже более того, кроме текстового ввода имеет и аудиовход и аудиовыход, видеовход и видеовыход, имеет доступ к разветвленным базам данных и сам способен эти базы создавать, правда под управлением человека по строго детерминированному алгоритму.

Ничего не сказано пока о том, что должен делать центральный орган. Размышляя об этом как инженер-электронщик, меня постоянно заносило в область создания компьютерной техники. Ну, как же! Должен быть сумматор, надо умножать и делить, надо что-то делать с нечеткой логикой, нужен таймер, как реализовывать многочисленные «if … then …» и т.д. Но скажите мне, где у человека сумматор и где у человека таймер? Нету! Всё, это есть результат обработки накопленных за время обучения знаний. Человек не рождается с таймером в голове у него нет понятия о времени, он не умеет складывать и вычитать, это тоже результат обучения.

Поэтому возникает закономерный вопрос: а что же делает ребенок, который ничего не знает и не умеет? Что же он делает? Ведь чтобы собрать данные процесса обучения надо что-то делать, это свойство должно априорно присутствовать сразу после рождения. И для понимания этого феномена нет необходимости учитывать энергетические аспекты. Ребёнок не является самостоятельной системой, его энергетика полностью зависит от родителей и в этом смысле, начиная с семи месяцев, ребенок является идеальным объектом для наблюдения процессов развития именно с информационной точки зрения.

Не хочу вдаваться в педагогику и психологию, то что происходит с человеком, также происходит и с животными. Этим я хочу подчеркнуть, что для выделения основного свойства центрального органа, аналогом которого в живой природе является мозг, необходимо отбросить сложные поведенческие наслоения. И тогда, опираясь только на кибернетические термины можно будет сказать, что центральный орган:

  • Сравнивает поступившую от Внешнего Мира (ВМ) информацию с уже имеющейся;
  • Оценивает это сравнение качественно;
  • На основе качественных оценок сравнения и целевой функции создает новые данные, реструктурирует имеющиеся и формирует поток данных для канала Субъект (СУ) -> Внешний Мир (ВМ) при необходимости.

Ключевым моментом в этом объяснении является то, что в дальнейшем процессе существовании системы не создается никаких новых функций. Все изменения касаются только накопленной информации.

АНАЛОГИИ:

Человеку задают вопрос – «Сколько будет два плюс два?»

Человек принимает информацию, сравнивает словесный набор с имеющимся, оценивает, что все эти слова есть в его памяти. Порядок слов, это тоже информация, но другого уровня, это уровень понятий и объектов, абстрактно реализованный в виде данных. Сравнивая эти понятия с имеющимися, человек оценивает совпадение этих понятий с тем, что это вопрос из области математики. В данном случае понятия «вопрос» и «математика» это абстрактные данные, выработанные в результате предыдущего процесса обучения.

ШпаргалкаДалее включается целевая функция, о которой речь пойдет ниже. Пока её охарактеризуем, как необходимость отреагировать на внешний раздражитель, который опознан, то есть оценен. Человек не складывает, у него нет сумматора, реализованного аксонами и нейронами, он осуществляет поиск абстрактных данных, которые представляют правильный или не правильный ответ. Поиск есть ничто иное, как результат сравнения данных, реструктурируемых в результате внешнего раздражителя, с имеющимися в памяти.

Далее формируется ответ в виде потока данных через канал связи. В зависимости от последующего за ответом воздействия, человек реструктурирует свои данные на всех уровнях, так, чтобы ответить на следующий вопрос-раздражитель побыстрей (целевая функция). Для этого надо переместить (реструктурировать имеющиеся абстрактные данные) в область, например, более близко расположенную к центральному органу. Это последействие уже касается не человека, а системы. Что при этом делается с человеческими данными пусть ответят нейрофизиологи.

Тоже самое происходит с инфузорией туфелькой, когда на неё, в результате движения в жидкой среде, натыкается предмет, который оценивается химически: съедобен он или нет. Если съедобен, то его надо непременно съесть. Далее надо выставить жгутик для отлова в этом потоке таких же съедобных предметов. Если жгутика нет, надо передвинуть всё тельце.

Заметьте, что для объяснения достаточно сложного в абстрактном отношении процесса, такого, как ответ на экзамене, использованы только те слова, которые являются минимальным набором действий без привлечения сложных эмоциональных, психологических, физиологических и прочих явлений. Эти слова выделены жирным шрифтом и их конечное число. Всё многообразие характеристик СУ при общении с ВМ определяет иерархическая структура данных, создаваемая в результате непрерывного процесса взаимодействия.

Как и водится, для объяснения одного непонятного термина, в перечне свойств, такого как свойство анализировать информацию, вводятся новые понятия и термины. Таков дедуктивный метод изложения, ничего не поделаешь, конец где-то там, среди множества слов и предложений… Вот эти новые слова:

  • Сравнение;
  • Оценка;
  • Целевая функция;
  • Создание новых данных;
  • Реструктурирование данных;
  • Поток данных СУ -> ВМ;
  • Иерархия данных;

Начнем с простых слов и понятий, которые реализуют некие действия. Задача заключается в том, чтобы найти этим действиям соответствующий алгоритм и объяснить их не с человеческой точки зрения, а с кибернетической для реализации этих действий на компьютере.



Обновлено (14.02.2012 12:33)

 
Новости электроники от РадиоЛоцмана
Вопросы искусственного интеллекта, философия и практика
. @Mail.ru